Информация о деятельности служб школьной медиации.
Управлением образования администрации города Югорска проведена организационная работа по созданию Служб школьной медиации в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Югорска, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-54/07 вн.
Целью деятельности Службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Основная задача, которую решает служба – восстановить профилактическую функцию, способствующую формированию нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживанию подростков от проявления агрессии и насилия при разрешении межличностных конфликтов типа «родитель-родитель», «родитель-учитель», «ученик-ученик» и т.д.
По итогам 2016-2017 учебного года в 6-ти общеобразовательных учреждениях продолжают работу Службы школьной медиации, в соответствии с приказом начальника Управления образования от 08.07.2015 № 420 «О создании Служб школьной медиации в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Югорска».
В общеобразовательных учреждениях для организации деятельности служб медиации:
- разработаны локальные акты: положение о Службе школьной медиации, планы работы Служб школьной медиации на 2016 – 2017 учебный год, утверждены: форма мониторинга деятельности Службы, форма примирительного договора, порядок работы медиатора, форма журнала регистрации конфликтных ситуаций, форма отчета – самоанализа медиатора для описания работы со случаем;
- сформирован и утвержден состав Службы школьной медиации;
- сформирован план работы профессионального сообщества кураторов Служб, подготовлен план по организации методического сопровождения;
- созданы страницы на сайтах школ, информирующие о службе школьной медиации;
- организовано информирование участников образовательного процесса о деятельности Службы через следующие формы – родительские собрания, классные часы.
Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы нормативно - правовые, организационные, методические, контрольно-аналитические условия для функционирования Служб школьной медиации – 100%;
Доля общеобразовательных учреждений, на официальных сайтах которых созданы специальные разделы, посвященные медиации – 100%;
В целях повышения управленческих компетенций работников образовательных учреждений по защите прав и интересов детей состоялись курсы повышения квалификации «Служба школьной медиации в образовательных учреждениях» (июнь 2015 года), количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации – 25 человек, «Психолого-педагогические аспекты в обеспечении деятельности службы школьной медиации (март 2017) - 4 человека, «Организация и содержание деятельности школьных служб примирения. Практика восстановительной медиации в современном образовательном пространстве» - 4 человека МБОУ «Лицей им.Г.Ф. Атякшева»;
В состав всех служб школьной медиации входят специалисты социально-психологической службы общеобразовательных учреждений, педагоги общеобразовательного учреждения, учащиеся, а также представители родительской общественности прошедшие курсы повышения квалификации по медиативной работе, тренинговые занятия по практическим навыкам выхода из конфликтных ситуаций.
В течение 2016–2017 учебного года зарегистрированы 12 случаев обращения в службу медиации по различным типам конфликтов, в процессе работы медиаторов между сторонами конфликта были заключены примирительные договоры в 8 случаях. Данная работа проведена Службами школьной медиации всех общеобразовательных учреждений.
Количество членов служб |
Количество членов службы, прошедших обучение, курсы повышения квалификации |
Количество поступивших обращений |
Количество случаев, завершенных примирением сторон |
Медиаторы
взрослые |
Медиаторы дети |
Участники службы |
Общеобразо вательная организация |
Полиция |
ТКДН ЗП |
21 |
7 |
28 |
8 |
12 |
- |
- |
8 |
Наряду с положительными тенденциями следует отметить следующее:
- возникли сложности в определении случаев, которые могут относиться к работе службы школьной медиации. Проблема состоит в нечетком понимании назначения службы медиации участниками конфликта и как следствие, традиционное обращение в социально-психологическую службу, специалисты которой не могут занять нейтральную позицию, как этого требует медиация;
- низкий уровень качества работы на данном этапе функционирования Служб школьной медиации обусловлен недостаточным объемом знаний и практических навыков медиативной работы, отсутствие навыков работы по программам примирения у специалистов и учащихся, входящих в состав Службы медиации. При организации примирительных программ возникает необходимость привлечения квалифицированных специалистов-супервизоров для экспертно-аналитического сопровождения деятельности службы;
- часть возникающих конфликтов завершалась без заключения специальных соглашений и участия службы медиации, что связано с нежеланием письменно оформлять порядок разрешения конфликта участниками, неготовностью родителей подписывать документы, которые подразумевают ответственность с их стороны.
С целью развития и совершенствования деятельности Служб школьной медиации в дальнейшем необходимо:
Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений:
- продолжить обучающие мероприятия с учащимися по обучению приемам медиации;
- проводить систематические тренинги и занятия для учащихся, входящих в состав Служб, психологические тренинги с родителями;
- проводить информационно-просветительские мероприятия для учащихся, в т.ч. дошкольных групп, мероприятия с педагогами;
- организовать повышение квалификации специалистов Службы и обучение медиаторов проведению примирительных программ, используя возможности дистанционного обучения, модели внутрикорпоративного обучения в течение 2016-2017 учебного года;
- создать условия мотивации работников, обучающихся и их родителей по привлечению к участию в деятельности Службы школьной медиации.
МКУ «Центр материально-технического и информационно-методического обеспечения»:
- включить в план повышения квалификации на 2018 год курсы повышения квалификации по вопросам организации деятельности Службы в общеобразовательных учреждениях;
- организовать проведение мастер-класса для учащихся, включенных в состав Служб школ города по обучению способам медиации и проведению примирительных программ в 2017-2018 учебном году.
- осуществить разработку методического материала «Памятка для медиатора», «Памятки для педагога» для повышения эффективности работы Службы школьной медиации.
Отделу общего и дополнительного образования детей:
- организовать проведение совещания с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций, учреждений города Югорска, в целях информирования о деятельности Служб в 2016 – 2017 учебном году;
- подготовить материалы о деятельности Служб в общеобразовательных учреждениях города Югорска для публикации на страницах газеты «Югорский вестник» в 2017 году.
Приказ начальника Управления образования от 08.07.2015 № 420 "О создании Служб школьной медиации в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Югорска"
Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. ВК-54/07вн)
Протокол № 5 Медиация
Информация о деятельности служб медиации (примирения)в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Информация о деятельности служб медиации в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2019 – 2020 учебном году